Камбек кораблей-самолетов: кто займется возвращением экранопланов?![]() Пресс-служба ЦАГИ имени Жуковского сообщила в конце марта о планах возрождения кораблей-самолётов для использования их в спасательных операциях и для пассажирского и грузового речного сообщения. Начинать разработки планируется с экранопланов, вместимостью 20 человек и развиваемой скоростью 180-200 км/час. Он сможет взлететь с любых небольших поверхностей: льдин, грунтовых площадок и т.д. «Эффект экрана» впервые был обнаружен у таких самолётов еще 100 лет назад. При нагнетании воздуха под крылом самолёта создаётся воздушная подушка, которая увеличивает подъёмный эффект, не давая самолёту садиться. Преимущества созданных кораблей-самолётов были огромными: грузоподъёмность больше, чем у обычных аппаратов, неуловимость у радаров (важное качество в военной сфере), небольшие площадки взлёта с любой поверхности. Основой для всех разработок послужила модель экраноплана с двумя двигателями, разработанного советским ученым Павлом Гроховским в 1932 году. Первый корабль-самолёт был построен в 1935 году финном Тойво Каарио. В Советском союзе вплотную начали заниматься разработками экраноплана в 1955 году двое ученых: Роберт Бартини из Сибирского НИИ авиации и Ростислав Алексеев из Нижнего Новгорода. На основании работ Алексеева был дан старт проекту «Корабль-макет», или как называли его зарубежные спецслужбы – «Каспийский монстр». Корабль-самолёт длиной в 92 м и весом в 544 т легко развивал скорость до 450 км/ч, идя над водой на высоте 4 м. Самый тяжёлый в мире самолёт был построен в 1964-1965 годах, и только через 23 года этот рекорд был побит реактивным самолётом АН-255. Ошибка пилота привела к аварии и гибели легендарного аппарата. В 1972 г были выпущены 5 экранопланов серии «Орлёнок», которые создали специальную авиагруппу. Они были меньше – всего 50 м в длину, а взлётная грузоподъёмность – 140 т. После смерти министра обороны Устинова, производство «орлят» было приостановлено. Новый министр обороны Соколов направил все силы на создание подводных лодок. Последним экранопланом, выпущенным в СССР, стал аппарат «Лунь». Военное воздушное судно, созданное для борьбы с авианосцами и укомплектованное зенитными орудиями и противокорабельными орудиями. Интерес к экранопланам полностью исчез после развала СССР. В 2003 о них вспомнили, но интерес закончился на начальном этапе. И вот в этом году новые корабли-самолёты пройдут испытания в аеродинамической трубе и в опытовом бассейне на экспериментальной базе. Станут ли такие аппараты популярными в России? И насколько они безопасны? К концепту летательных кораблей много вопросов, на которые надеются получить ответы после проведения испытаний.
Задайте вопрос, оформите заявку или позвоните
+7 (495) 620-58-10
+7 (812) 309-08-33
|
|